САЙТ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ГРУППЫ
«Технология сотрудничества учителя-логопеда и родителей по речевой работе с воспитанниками в ДОУ и дома»Семья - первая социальная общность, которая закладывает основы личностных качеств ребёнка. В семье он приобретает первоначальный опыт общения. Эффективность педагогической деятельности учителя-логопеда в работе с детьми старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями будет представлена полностью, если будет решена одна из наиболее сложных проблем – устранение различия в позициях педагогов и родителей по вопросам речевого развития детей. Закон «Об образовании в Российской Федерации» гласит о том, что «родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами», в то время как «образовательные организации оказывают помощь родителям (законным представителям) несовершеннолетних обучающихся в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития». Новые взгляды направлены на изменение структуры взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семей воспитанников. Успешность совместной деятельности учителя-логопеда и семьи ребёнка с недостатками речи определяет эффективность коррекционного воздействия. Ни одна педагогическая система не может быть в полной мере эффективной, если в ней не задействована семья. «Учимся у тех, кого любим» - это выражение точно объясняет роль родителей в коррекционном процессе. Ещё В.А. Сухомлинский подчёркивал, что задачи воспитания и развития будут успешно решены в том случае, если педагоги будут поддерживать связь с семьёй и вовлекать её в свою работу. И сегодня закон «Об образовании в РФ» определяет «взаимодействие с семьёй для обеспечения полноценного развития ребёнка» как одну из основных задач, стоящих перед педагогами. Сотрудничество семьи и учителя – логопеда становится всё более востребованным, педагоги ищут всё новые точки взаимодействия, инновационные формы работы с родителями, которые бы обеспечивали решение проблемы каждого ребёнка и семьи индивидуально. Семья и ДОУ - два важных института социализации детей. Непонимание между семьёй и детским садом всей тяжестью ложится на ребенка. Не секрет, что в вопросе взаимодействия и сотрудничества учителя – логопеда с родителями немало сложных противоречий. Одни родители нередко самопроизвольно отстраняются от работы по исправлению речевых дефектов у детей, другие не владеют необходимыми педагогическими знаниями и умениями, третьи испытывают трудности от того, что не имеют достаточно свободного времени для занятий с ребёнком. Логопеды, считая работу с семьёй необходимой, в то же время бывают к ней не готовы. Иногда чрезвычайно трудно найти общий язык с родителями, имеющими собственные представления о воспитании и коррекции. Да и современная семья не воспринимает педагогические нотации и лекции в виде монолога. Для благополучного речевого развития ребёнка требуются иные взаимоотношения семьи и логопеда, а именно – доверительность, сотрудничество, партнёрство. А это, в свою очередь, требует пересмотра содержания и форм работы с родителями. И в этой работе важно сделать родителей не только своими союзниками, но и главными помощниками. В логопедической науке выработаны наиболее эффективные формы организации коррекционно-педагогического процесса и сотрудничества логопеда с семьей: 1. коллективные формы взаимодействия 2. индивидуальные формы работы с семьёй, 3. наглядно-информационное обеспечение. Изменившаяся современная семья, а также обилие новейших технологий заставляют искать и новые формы взаимодействия. Одна из таких форм – использование интернет – ресурсов. Почти каждое образовательное учреждение сегодня имеет свой сайт, который помогает взаимодействию с родителями. В дошкольном учреждении № 35 «Вырастайка» для родителей создан сайт «Для заботливых пап и мам». На его страницах родители могут ознакомиться с перечнем лексических тем, речевым материалом по развитию словаря, речевыми играми и упражнениями для закрепления лексико-грамматических категорий. Имеется подборка стихов, загадок, пословиц по лексическим темам, игры для развития мелкой моторики. На странице «Обучение грамоте» родители могут познакомиться с «Играми с буквами» и поиграть со своими детьми. Получить ответ по интересующим вопросам можно на странице «Консультации». Преимущества данной формы работы с родителями: · обеспечение диалога учителя – логопеда и родителей; · доступность консультаций, полезных ссылок по интересующим родителей вопросам; · доступность рекомендаций и советов по закреплению изучаемой лексической темы и т.д. · экономия времени. Анализ работы в данном направлении показал, что такой подход к работе с родителями позволяет добиться устойчивых положительных результатов и способствует: · повышению педагогической грамотности родителей · решению актуальных проблем коррекции речи детей. Таким образом, сложившаяся система работы в данном направлении способствует объединению педагогов, родителей и детей на основе общих интересов, привлекает взрослых к проблемам детей, тем самым, способствуя повышению качества образовательного процесса. Всей своей работой логопед и педагоги ДОУ доказывают родителям, что их вовлечение в педагогическую деятельность, заинтересованное участие в образовательном процессе важно не потому, что этого хотят специалисты, а потому, что это необходимо для развития их собственного ребенка. Только в этом случае возможно создание условий, помогающих устранению недостатков речи, раскрытию талантов и способностей ребенка, только тогда он будет расти здоровым, счастливым и умным! 12 марта 2015 в 13:40
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.